Страница обновлена 27.09.2021

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лацковская основная общеобразовательная школа

Страница обновлена 27.09.2021
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лацковская основная общеобразовательная школа

ПРИНЯТА

                                                                      ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СОВЕТОМ

                                                      МОУ ЛАЦКОВСКОЙ ООШ

                                                             (протокол от «30» августа 2021 № 4)

 

 

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ МОУ ЛАЦКОВСКОЙ ООШ

 

 

Пояснительная записка

 Рабочая программа воспитания дошкольного образования (далее –  Программа воспитания), разработана на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в дошкольной группе МОУ Лацковской ООШ предполагает преемственность по отношению
к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее – НОО), к реализации Примерной программы воспитания, одобренной
федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) и размещенной на портале https://fgosreestr.ru.

ДОО руководствуется определением понятия «образовательная программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон): «образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты)
и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также
в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».

Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»[1].

 Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление
о человеке.

В основе процесса воспитания детей в дошкольной группе должны лежать конституционные и национальные ценности российского общества.

Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДГ
и с базовыми духовно-нравственными ценностями.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

Реализация Примерной программы основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений.

  • Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями.

Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Примерной программы

    • Программы воспитания

Общая цель воспитания в ДГ – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

  1. формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
  2. овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
  3. приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии
    с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми
    в обществе.

Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (2 мес. – 1 год,
1 год – 3 года, 3 года – 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания
и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.

 

1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО.

Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:

  • принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения
    к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
  • принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
  • принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре
    и традициях России, включая культурные особенности региона;
  • принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
  • принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
  • принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
  • принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Данные принципы реализуются в укладе ОО, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

 

1.2.1. Уклад образовательной организации

Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся
на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности
и социокультурный контекст.

Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОО.

Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОО).

 

1.2.2. Воспитывающая среда ДОО

Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.

Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания,
духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

 

1.2.3. Общности (сообщества) ДОО

Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.

Воспитатель, а также другие сотрудники должны:

  • быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
  • мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;
  • поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
  • заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;
  • содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание
    к заболевшему товарищу;
  • воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность
    и пр.);
  • учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,
    которые сплачивали бы и объединяли ребят;
  • воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.

 

Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития
и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий
по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается
дома и в ДОО. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.

 

Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.

Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.

Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.
В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости
от решаемых воспитательных задач.

 

Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения,
под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.

Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.

Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности.
В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы
и ответственности.

Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.

 

Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды
как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:

  • педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;
  • улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
  • педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
  • педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду;
  • тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
  • уважительное отношение к личности воспитанника;
  • умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
  • умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
  • уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
  • умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время
    не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
  • умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
  • умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
  • знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.

 

1.2.4. Социокультурный контекст

Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека.

Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной основе Программы воспитания.

Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.

Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации.

В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности
как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.

 

1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики:

  • предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых
    он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
  • культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов
    их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
  • свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

 

1.3. Требования к планируемым результатам освоения Примерной программы

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.
Поэтому результаты достижения цели воспитания
даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.

На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы
в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».

 

1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет)

 

Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)

Направление воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Способный понять и принять, что такое «хорошо»
и «плохо».

Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними.

Проявляющий позицию «Я сам!».

Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту.

Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения
со стороны взрослых.

Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Познавательное

Знание

Проявляющий интерес к окружающему миру
и активность в поведении и деятельности.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать
и т.
 д.

Стремящийся быть опрятным.

Проявляющий интерес к физической активности.

Соблюдающий элементарные правила безопасности
в быту, в ОО, на природе.

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке.

Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях.

Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Эмоционально отзывчивый к красоте.

Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности.

 

 

1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)

 

Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)

Направления воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности
к родному дому, семье, близким людям.

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию
и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми.

Освоивший основы речевой культуры.

Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать
и слышать собеседника, способный взаимодействовать
со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Знания

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности
и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Владеющий основными навыками личной
и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме
(в том числе в цифровой среде), природе.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам
их деятельности, проявляющий трудолюбие
при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное
в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся
к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками
художественно-эстетического вкуса.

 

Раздел II. Содержание Программы воспитания

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

Содержание Программы воспитания ДГ МОУ Лацковской ООШ реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

 

В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями воспитательной работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе определяются региональный и муниципальный компоненты.

 

2.1.1. Патриотическое направление воспитания

Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.

Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни
и ее уклада, народных и семейных традиций.

Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:

  • когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
  • эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом;
  • регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.

Задачи патриотического воспитания:

  1. формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
  2. воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
  3. воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
  4. воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
  • организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей
    к российским общенациональным традициям;
  • формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

 

2.1.2. Социальное направление воспитания

Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.

В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение
в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление
к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления.

Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается
в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.

Выделяются основные задачи социального направления воспитания.

  1. Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи
    с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей
    в группе в различных ситуациях.
  2. Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
  3. Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.

При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание
на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.;
  • воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
  •  учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности;
  • учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
  • организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
  • создавать доброжелательный психологический климат в группе.

 

2.1.3. Познавательное направление воспитания

Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания.

Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира,
в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Задачи познавательного направления воспитания:

  1. развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
  2. формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
  3. приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.).

Направления деятельности воспитателя:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
  • организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной
    и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
  • организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.

 

2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания

Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие
и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.

Задачи по формированию здорового образа жизни:

  • обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
  • закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
  • формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
  • организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
  • воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.

Направления деятельности воспитателя:

  • организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
  • создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
  • введение оздоровительных традиций в ДОО.

Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене
и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.

Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.

В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.

Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
  •  формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте
    и чистоте тела;
  •  формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
  • включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.

Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись
в тесном контакте с семьей.

 

2.1.5. Трудовое направление воспитания

Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет
в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает
их к осознанию его нравственной стороны.

Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания.

  1. Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых
    и труда самих детей.
  2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
  3. Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).

При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание
на нескольких направлениях воспитательной работы:

  • показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
  • воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена
    с трудолюбием;
  • предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;
  • собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
  • связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.

 

2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания

Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения,
с накоплением нравственных представлений.

Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:

  1. формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
  2. воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии
    на внутренний мир человека;
  3. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
  4. воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны
    и других народов;
  5. развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;
  6. формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.

Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;
  • воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
  • воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству;
    не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;
  • воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться
    с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться
    к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее,
    после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести
    в порядок свою одежду.

Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения
к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.

Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее:

  • выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей
    с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения
    и творчества;
  • уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение
    их произведений в жизнь ДОО;
  • организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
  • формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова
    на русском и родном языке;
  • реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

 

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса

В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей

культуры, развитие физических ,интеллектуальных, нравственных, эстетических и

личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и

укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Основная образовательная программа

ДГ направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их

возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе на достижение детьми дошкольного

возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими

образовательных программ НОО, на основе специфичных для детей дошкольного возраста

видов деятельности.

Результаты достижений по целевым ориентирам Программы воспитания

не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики,

и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко

используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и

метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет

отдается творческим играм (сюжетно – ролевые, строительно – конструктивные, игры -

драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественной деятельности) и

игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные и т. д.)

Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее

содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков,

уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских

способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического

руководства.

Организованное непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.

Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во

время утреннего приема, прогулок и т. п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она

организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных

занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле,

например, часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной

работе и т. д.

В реализации воспитательного потенциала образовательной деятельности педагогам

важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их

воспитанников:

Ø установление доверительных отношений между педагогом способствующих позитивному восприятию детьми требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности;

Ø побуждение дошкольников соблюдать в детском поведения, правила общения со старшими (педагогами) (дошкольниками), принципы дисциплины и самоорганизации;

Ø привлечение внимания дошкольников к лексической теме, организация их работы с

получаемой на занятии социально значимой информацией – инициирование ее

обсуждения, высказывания детьми своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней

отношения;

Ø использование воспитательных возможностей содержания демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения с воспитанниками;

Ø применение на занятии интерактивных форм работы с детьми:

интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию дошкольников (+

развивающие задания на интерактивной доске);

дидактического

театра,

где

полученные

на

занятии

знания

обыгрываются

в

театральных постановках;

дискуссий, которые дают дошкольникам возможность приобрести опыт ведения

конструктивного диалога;

групповой работы или работы в парах, которые учат дошкольников командной работе

и взаимодействию с другими детьми;

Ø включение в занятия игровых ситуаций, которые помогают поддержать мотивацию

детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в

группе,

помогают

установлению

доброжелательной

атмосферы

во

время

жизнедеятельности в ДОУ;

Ø организация шефства над другими детьми, дающего дошкольникам социально

значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

Ø инициирование и поддержка исследовательской деятельности дошкольников в рамках

реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.

Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики возможных

достижений ребенка, которые коррелируют (одна величина, изменяясь, меняет другую

величину)

с

портретом

выпускника

образовательной

организации,

осуществляющей

образовательный процесс на уровне дошкольного образования и с базовыми духовно-

нравственными ценностями. Целевые ориентиры являются основными направляющими

векторами в программе воспитания.

Воспитательный процесс в МДОУ «Детский сад № 62» организуется в развивающей

предметно – пространственной среде, которая образуется совокупностью природных,

предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда

обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение

качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной

надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия

возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т. п. Воспитатели

заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный

доступ ко всем ее составляющим, умели самостоятельно действовать в ней, придерживаясь

норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами,

оборудованием. Окружающая ребенка РППС ДОУ, при условии ее грамотной организации,

обогащает внутренний мир дошкольника, способствует формированию у него чувства вкуса и

стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает

стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского сада.

Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с РППС ДОУ

Ø оформление интерьера дошкольных помещений (групп, спален, коридоров, залов,

лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация;

Ø размещение на стенах ДОУ регулярно сменяемых экспозиций;

Ø озеленение присадовой территории, разбивка клумб, посадка деревьев, оборудование

спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для дошкольников

разных возрастных категорий, разделяющих свободное пространство ДОУ на зоны

активного и тихого отдыха;

Ø регулярная

организация

и

проведение

конкурсов,

творческих

проектов

благоустройству различных участков присадовой территории (например, высадке

культурных растений);

Ø акцентирование внимания дошкольников посредством элементов РППС (стенды,

плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского сада, его

традициях, правилах.

Приоритетным в воспитательном процессе МДОУ «Детский сад № 62» является

духовно – нравственное, гражданско – патриотическое и трудовое воспитание дошкольников.

Духовно – нравственное воспитание – это усвоение детьми норм и ценностей, принятых

в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения

правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Повседневный опыт общения с

окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров

поведения.

Воспитательно – образовательная работа по гражданско – патриотическому воспитанию

направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства;

привитие любви к Отечеству, родному краю, родному городу, своему детскому саду, своей

семье; на воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности

защищать Родину.

Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного

становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной

готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к

труда

взрослых

людей.

Важным

аспектом

является

индивидуальный

дифференцированный

подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда.

Экологическое воспитание в детском саду подразумевает воспитание осознанно-

правильного отношения к явлениям, к объектам живой и неживой природы. Такое отношение

к природе формируется у ребенка в ходе систематических занятий с использованием

различных методов и приемов, а также современных педагогических технологий, таких как:

технология проектной деятельности, технология проблемного обучения, квест – технология,

Процесс ознакомления детей с социальной действительностью сложен, противоречив и

носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ

личности, решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Однако, сама по

себе социальная действительность не является средством воспитания детей. Таковым она

становится в том случае, когда субъекты, объекты, факты, события, с которыми встречается

ребенок, доступны, понятны, личностно значимы для него. Поэтому важной педагогической

задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в

себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Реализация воспитательного процесса в дошкольной группе МОУ Лацковской ООШ включает в себя

не только данные направления, но и вопросы истории и культуры родного города, страны,

природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает ребенка.

Традиции ДГ

Ø приобщение детей к устному народному творчеству, художественной литературе,

декоративно-прикладному искусству;

Ø приобщение к истокам русской народной культуры;

Ø знакомство с историей, традициями, достопримечательностями родного города,

страны;

Ø ежегодное чествование ветеранов ВОВ;

физкультурно – оздоровительные мероприятия;

Ø ежегодные мероприятия «День матери», «День отца», «День защитника Отечества»,

«День народного единства» и др.

 

 

 

 

 

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
в процессе реализации Программы воспитания

 

Работа с родителями/законными представителями детей дошкольного возраста в дошкольной группе МОУ Лацковской ООШ строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех

участников образовательных отношений.

Виды и формы деятельности, используемые в деятельности ДГ  в построении

сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей) в процессе воспитательной

работы следующие:

Групповые формы работы:

Ø Родительский комитет  ДГ, участвующие в решении вопросов воспитания и социализации детей.

Ø Родительские собрания, посвященные обсуждению актуальных и острых проблем

воспитания детей дошкольного возраста.

Ø Взаимодействие в социальных сетях: родительские форумы на интернет-сайте

ДГ, группа в ВК, посвященные обсуждению интересующих родителей вопросов

воспитания; виртуальные консультации психологов и педагогов.

Ø Анкетирование родителей (законных представителей) для выяснения

особенностей семейного воспитания, установления контактов с родителями.

Ø Дни открытых дверей, открытые и тематические занятия, праздники, развлечения.

Ø Коллективные творческие дела, волонтерские инициативы, добровольческие

движения.

Ø Семейные творческие конкурсы, олимпиады, викторины.

Ø Наглядная информация по вопросам воспитания детей в труде, в игре, средствами

художественной литературы, роль примера родителей, семейных традиций и

взаимоотношений, воспитание гражданских и патриотических чувств и др.

Индивидуальные формы работы:

Ø Работа специалистов по запросу родителей для решения проблемных ситуаций,

связанных с воспитанием ребенка дошкольного возраста.

Ø Участие родителей в психолого – педагогическом консилиуме (ППк), собираемым

в случае возникновения острых проблем, связанных с воспитанием ребенка.

 

Раздел III. Организационный

3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания

Программа воспитания ДГ реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад ДГ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания
с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования:

  1. Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения.
  2. Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
  3. Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
  4. Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).

Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические, психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.) необходимо интегрировать с соответствующими пунктами организационного раздела ООП ДО.

Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так и свои собственные, – для всех участников образовательных отношений: руководителей ДГ, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения ДГ.

Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и отношений в ДГ, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами
и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях.

Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОО.

Для реализации Программы воспитания уклад должен целенаправленно проектироваться командой ДГ и быть принят всеми участниками образовательных отношений.

 

Процесс проектирования уклада ДОО включает следующие шаги.

№ п/п

Шаг

Оформление

1

Определить ценностно-смысловое наполнение жизнедеятельности ДОО.

Устав ДОО, локальные акты, правила поведения для детей и взрослых, внутренняя символика.

2

Отразить сформулированное
ценностно-смысловое наполнение

во всех форматах жизнедеятельности ДОО:

  • специфику организации видов деятельности;
  • обустройство развивающей
    предметно-пространственной среды
    ;
  • организацию режима дня;

разработку традиций и ритуалов ДОО;

  • праздники и мероприятия.

ООП ДО и Программа воспитания.

3

Обеспечить принятие всеми участниками образовательных отношений уклада ДОО.

Требования к кадровому составу
и профессиональной подготовке сотрудников
.

Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников.

Социальное партнерство ДОО с социальным окружением.

Договоры и локальные нормативные акты.

 

Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая среда –
это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности.

Воспитывающая среда строится по трем линиям:

  • «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую воспитанию необходимых качеств;
  • «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей;
  • «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности,
    в особенности – игровой.

 

3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО

Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности.
Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.

Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация.
В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы ДГ, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.

Проектирование событий в ДГ  возможно в следующих формах:

  • разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
    (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.);
  • проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками,
    с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
  • создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы
    с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т. д.).

Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой
в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.

 

3.3. Организация предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда (далее – ППС)  отражает федеральную, региональную специфику, а также специфику ДГ и включает:

  • оформление помещений;
  • оборудование;
  • игрушки.

ППС должна отражать ценности, на которых строится программа воспитания,
способствовать их принятию и раскрытию ребенком.

Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации.

Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится организация.

Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной.

Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.

Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира.

Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены
в среде.

Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства
с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной организации должна быть гармоничной и эстетически привлекательной.

При выборе материалов и игрушек для ППС ДГ ориентируется на продукцию отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и  оборудование соответствуют возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.

 

3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса

- управляет воспитательной деятельностью на уровне ДГ МОУ Лацковской ООШ – директор;

- осуществляет деятельность по воспитанию детей;

-содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания;

-осуществляет изучение личности воспитанников, их склонностей, интересов, содействует росту их

познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей;

- формирует у дошкольников активную гражданскую позицию, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение традиций ДОУ;

– организует работу по формированию общей культуры будущего школьника;

– внедряет в практику воспитательной деятельности научные достижения, новые технологии образовательного процесса;

–организует участие обучающихся в мероприятиях районного, муниципального, регионального и

всероссийского уровней в рамках воспитательной деятельности.

 

3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания

Информационное обеспечение реализации программы воспитания ДГ МОУ Лацковской ООШ обеспечивает эффективность взаимодействия с родителями воспитанников: оперативность ознакомления их с ожидаемыми результатами, представление в открытом доступе, ситуативная коррекция в течение года, организация внесения предложений, касающихся конкретных активностей, в рамках которых можно получить требуемый опыт, и которые востребованы обучающимися.

Качество работы дошкольного учреждения всегда оценивается главными экспертами – родителями

Воспитанников (законными представителями) образовательным процессом – лучшая оценка деятельности педагогического коллектива. Но чтобы заслужить доверие таких разных семей необходимо, чтобы они стали соратниками и единомышленниками, равноправными участниками жизни детского сада.

 

3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей

Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.

Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.

На уровне уклада: ДОО инклюзивное образование – это норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОО.

На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для детей
с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.

На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения
и сотрудничества в совместной деятельности.

На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности
в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность
и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.

На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел
с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.

Основными условиями реализации Программы воспитания в дошкольных образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование, являются:

  1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего
    и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  2. построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;
  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  4. формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;
  5. активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.

Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации являются:

  1. формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности
    и ответственности;
  2. формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
  3. обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями
    в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;
  4. обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими
    в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
  5. расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений
    об окружающем мире;
  6. взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
  7. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
    их эмоционального благополучия;
  8. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

 

3.7. Примерный календарный план воспитательной работы

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

с детьми разновозрастной группы (2-6лет)

на 2021/2022 учебный год

 

Дата

Форма и наименование мероприятия

Задачи

Участники

Направление воспитательной

работы.

Сентябрь

Всероссийский экологический субботник «Зеленая Россия»

 

  1. Воспитывать бережное отношение к результатам своего труда, сверстников и взрослых.
  2. Побуждать детей оказывать помощь взрослым, выполнять элементарные трудовые поручения.
  3. Формировать основы экологической культуры

Все участники образовательных отношений

Патриотическое

Социальное

Трудовое

Развлечение «До свидания, лето, здравствуй детский сад»

  1. Способствовать развитию творческих способностей воспитанников
  2. Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками.
  3. Обогащать навыки детской коммуникации и радости от музыкально-игровой деятельности.
  4. Формировать у детей опыт доброжелательного общения со сверстниками и проявления симпатии к ним.

воспитатели,

дети

 

Социальное

Познавательное

Этико-эстетическое

Акция по профилактике ДТП «Внимание дети!»

  1. Расширять   представления воспитанников о правилах дорожного движения.
  2. Воспитывать культуру поведения воспитанников на дороге.

воспитатели, дети

Социальное

Познавательное

Семейная выставка рисунков «Лето- чудная пора»

  1. Воспитывать  уважительное отношение к семье и семейным ценностям.
  2. Вовлекать членов семей воспитанников в воспитательную деятельность.
  3. Создавать условия для раскрытия творческого потенциала семьи.

воспитатели,

дети, родители

Социальное

Этико-эстетическое

Экскурсия в  парк

«Золотая осень»

  1. Развивать эстетическое восприятие живой природы.
  2. Обогащать представления детей о социально-культурных объектах родного села и жизни природы.
  3. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.

воспитатели, дети

Патриотическое

Этико-эстетическое

Октябрь

Утренник «Осенний калейдоскоп»

  1. Способствовать проявлению воспитанниками творческих навыков и способностей.
  2. Способствовать формированию детского коллектива в процессе вовлечения в совместную музыкально-игровую деятельность.
  3. Формировать у детей опыт доброжелательного общения со сверстниками и проявления симпатии к ним.

воспитатели,

дети

Социальное

Этико-эстетическое

Конкурс рисунков «Я и мои друзья»

  1. Способствовать проявлению воспитанниками творческих навыков и способностей.
  2. Расширять у воспитанников представлений о дружбе.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость положительные, доброжелательные, коллективные взаимоотношения.

воспитатели,

дети, родители

Социальное

Этико-эстетическое

Ноябрь

Выставка творческих работ «Ярославская область  глазами детей»

  1. Развивать художественное восприятие окружающего мира благоприятного развития творческих способностей.
  2. Продолжать воспитывать любовь к родному краю.
  3. Способствовать эмоциональному отклику на красоту и особенности родного края.
  4. Формировать эстетическое отношение к миру природы.

воспитатели,

дети, родители

Патриотическое

Социальное

Этико-эстетическое

Конкурс рисунков «Моя семья»

  1. Расширение   у воспитанников представления о семье.
  2. Продолжать способствовать созданию детско-родительского коллектива.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость положительные, доброжелательные отношения.

воспитатели,

дети

Социальное

Этико-эстетическое

Трудовое

Конкурс чтецов, приуроченный к дню матери «Стихи для мамы»

  1. Поддерживать у воспитанников интерес к поэзии.
  2. Воспитывать любовь и уважение к маме.
  3. Воспитывать этическую культуру воспитанников.

воспитатели,

дети, родители

Социальное

Этико-эстетическое

Выставка семейных фотографий ко дню пожилого человека «Мы с бабушкой моей…»

  1. Способствовать формированию уважительного и доброжелательного отношения к старшему поколению.
  2. Развивать и поощрять эмоциональную отзывчивость.
  3. Создавать условия для раскрытия творческого потенциала воспитанников.
  4. Воспитывать желание радовать взрослых.

воспитатели,

дети

Социальное

Этико-эстетическое

Выставка творческих работ «Мое родное село»

  1. Продолжать воспитывать любовь к родному краю.
  2. Способствовать эмоциональному отклику на красоту родного города.
  3. Развивать художественно- эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявление красоты в  окружающем мире.
  4. Воспитывать чувства единства, взаимодействия между взрослыми и детьми.

воспитатели,

дети, родители

Патриотическое

Познавательное

Этико-эстетическое

 

  Викторина»Москва-столица России»

  1. Способствовать проявлению воспитанниками творческих навыков и способностей.
  2. Воспитывать у детей любовь и интерес  Родине.
  3. Развивать и поощрять эмоциональную отзывчивость на совместную музыкально-игровую деятельность

воспитатели,

дети

Патриотическое

Познавательное

Социальное

Декабрь

Выставка детских рисунков и творческих работ» Зимушка-зима в гости к нам пришла»

  1. Формировать эстетическое отношение к природе и  окружающему.
  2. Развивать художественное восприятие окружающего мира.

воспитатели,

дети, родители

Патриотическое

Социальное

Этико-эстетическое

Трудовое

Утренник  «Новогодний карнавал»

  1. Создать условия для активизации творческого потенциала воспитанников в музыкально-театральной деятельности.
  2. Воспитывать чувства единства, взаимодействия между взрослыми и детьми.
  3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.

воспитатели,

дети

Социальное

Этико-эстетическое

Трудовое

Январь

Музыкально- спортивное развлечение «В гостях у сказки»

  1. Формировать у воспитанников  потребность в двигательной активности, интереса к выполнению элементарных правил здорового образа жизни.
  2. Способствовать физическому развитию.
  3. Воспитывать у воспитанников чувство принадлежности к  коллективу.
  4. Формировать готовность действовать сообща.

воспитатели,

дети

Социальное

Физическое и оздоровительное

Выставка поделок из бросового материала «Чудо техники»

  1. Развитие интереса воспитанников к  использованию вторсырья в создании  поделки.
  2. Развивать художественное восприятие окружающего мира.
  3. Воспитывать чувства единства, взаимодействия между взрослыми и детьми.

 

воспитатели,

дети

Социальное

Трудовое

Этико-эстетическое

Февраль

Развлечение «Правила дорожного движения»

  1. Расширять представления воспитанников о правилах поведения на дорогах.
  2. Развивать и поощрять эмоциональную отзывчивость на совместную музыкально -игровую деятельность.
  3. Обеспечить условия для содержательного и развивающего взаимодействия воспитанников на основе взаимопомощи, поддержки и достижения общих результатов.

воспитатели,

дети

Социальное

Познавательное

Фестиваль художественного творчества «Зажги свою звезду»

  1. Способствовать развитию творческих способностей.
  2. Воспитывать чувства единства, интерес к взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
  3. Поощрять желания и развивать умения воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, поддерживать  творческое начало.

воспитатели,

дети

Социальное

Этико-эстетическое

Музыкально- спортивный утренник «День защитника отечества»

  1. Формировать осознанную  потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  2. Формировать у воспитанников доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
  3. Воспитывать у детей уважения к защитникам родины.
  4. Формировать готовность действовать сообща.

воспитатели,

дети

Патриотическое

Социальное

Физическое и оздоровительное

Проект «Азбука профессий» (долгосрочный)

  1. Формировать у воспитанников  представления о профессиях, роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека.
  2. Воспитывать уважения к людям  разных профессий, бережное отношение к результатам их труда.
  3. Воспитывать чувства единства, интерес к взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

воспитатели,

дети, родители

Социальное

Трудовое

Развлечение «Путешествие в жаркие страны»

  1. Способствовать формированию эстетического отношения к природе.
  2. Воспитывать бережное, доброе отношение и любовь  к животному миру.
  3. Воспитывать чувства единства, интерес к взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
  4. Развить  у воспитанников потребности в двигательной активности и интереса к подвижным играм.

воспитатели,

дети   

 

Этико-эстетическое

Познавательное

Физическое и оздоровительное

Март

Утренник к 8 марта «Мамин праздник»

  1. Способствовать успешному проявлению воспитанниками творческих способностей.
  2. Развивать и поощрять эмоциональную отзывчивость на  музыкальную деятельность.
  3. Формировать у детей опыт доброжелательного общения со сверстниками и проявления симпатии к ним.

воспитатели,

дети,

родители

Социальное

Этико-эстетическое

Выставка творческих работ «Весенний калейдоскоп»

  1. Способствовать успешному проявлению воспитанниками творческих способностей.
  2. Развивать художественное восприятие окружающего мира.
  3. Воспитывать эмоциональную  отзывчивость на работы сверстников.
  4. Формировать  эстетические чувства, умение замечать  красоту окружающих предметов и объектов природы.
  5. Воспитывать чувства единства, интерес к взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

воспитатели,

дети, родители

Этико-эстетическое

Трудовое

Социальное

Выставка творческих работ «Книжка- малышка»

  1. Способствовать успешному проявлению воспитанниками творческих способностей.
  2. Воспитывать уважительное бережное отношение к книге.
  3. Воспитывать чувства единства, взаимодействия между взрослыми и детьми.

воспитатели,

дети, родители

Социальное

Трудовое

Этико-эстетическое

 Постановка театрального представления по русской народной сказке

  1. Способствовать успешному проявлению воспитанниками творческих способностей.
  2. Развивать  интерес воспитанников к театральному искусству.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, положительные, доброжелательные отношения со взрослыми и сверстниками.

воспитатели,

дети

Социальное

Этико-эстетическое

Апрель

Спортивное развлечение «День здоровья»

  1. Способствовать двигательной активности воспитанников.
  2. Способствовать физическому развитию воспитанников.
  3. Воспитывать у детей чувство принадлежности к  детскому коллективу.
  4. Формировать готовность действовать сообща.

воспитатели,

дети   

 

Физическое и оздоровительное

Социальное

Выставка рисунков «Космическое путешествие»

  1. Способствовать успешному  проявлению  воспитанниками творческих способностей.
  2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость положительное, доброжелательное отношение к работам сверстников
  3. Развивать художественное восприятие.
  4. Расширять представления воспитанников о государственных праздниках.

воспитатели,

дети, родители

Патриотическое

Социальное

Этико-эстетическое

Трудовое

Конкурс экологического рисунка

  1. Способствовать успешному  проявлению  воспитанниками творческих способностей.
  2. Формировать эстетическое отношение к миру природы.
  3. Воспитывать любовь к природе и желание беречь ее.
  4. Воспитывать уважительное бережное отношение к результатам творчества своего и сверстников.

воспитатели,

дети

 

Патриотическое

Этико-эстетическое

Социальное

Май

Выставка рисунков к 9 мая «Этих дней не смолкнет слава»

  1. Продолжать формировать у воспитанников доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
  2. Воспитывать у детей уважительное отношение к ветеранам войны
  3. Воспитывать любовь к родине.
  4. Развивать и поощрять эмоциональную отзывчивость на совместную деятельность.

воспитатели,

дети,

родители

Патриотическое

Социальное

Этико-эстетическое

Экологический субботник «Зеленая Весна»

 

  1. Воспитывать бережное отношение к результатам своего труда, сверстников и взрослых.
  2. Побуждать детей оказывать помощь взрослым, выполнять элементарные трудовые поручения.
  3. Формировать основы экологической культуры

Все участники образовательных отношений

Трудовое

Социальное

Патриотическое 

Конкурс рисунков «Герб моей семьи»

  1. Расширять у воспитанников  представления о традициях и ценностях семье.
  2. Формировать у детей опыт доброжелательного общения со сверстниками
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость положительные, доброжелательные отношения к творчеству сверстников.
  4. Воспитывать чувства единства, взаимодействия между взрослыми и детьми.

воспитатели,

дети, родители

Социальное

Этико-эстетическое

Трудовое

Выставка детского творчества «Радужное лето»

  1. Развивать художественное восприятие окружающего мира.
  2. Воспитывать эстетические чувства, отклик на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира.
  3.  Воспитывать чувства единства, взаимодействия между взрослыми и детьми.

воспитатели,

дети

Этико-эстетическое

Социальное

Познавательное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в Российской Федерации»